?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Посвящается моему папе

Там, где звук...
Сегодня я бы хотела посвятить свою запись моему любимому папе Спиридонову Сергею, который ушел из жизни 20 января 2014 года.

Папа был самым талантливым и трудолюбивым человеком, которого я знала. Он мой кумир и пример для подражания. Его страсть к своему ремеслу всегда вдохновляла меня относится к своей работе с таким же энтузиазмом и преданностью.

Папа был профессиональным звукорежиссёром с более чем 30ти летним стажем.
Лауреат премии «Золотой скрипичный ключ – 2009» Министерства культуры Челябинской области. За время работы он свёл и записал более 250 альбомов CD и DVD. За ним навсегда останется звание «Золотые Уши» Челябинска.

Здесь я собрала и буду пополнять информацию о моём папе. Если вы хотели бы что-то добавить от себя, не стесняйтесь и пишите в комментариях.



Музыкальный путь

Мой папа вырос в обычной советской семье. Его мама работала мастером по пошиву одежды, отец работал механиком. Детство прошло в селе Миасское. В школе папа интересовался химией и физикой, он стремился получить знание о том, как работают вещи. В старших классах он организовал небольшой музыкальный ансамбль «Фантом», где собрались неравнодушные к музыки ребята. Состав ансамбля менялся, но коллектив до сих пор помнит Спиридонова Сергея, который был связующим звеном между людьми разного возраста и положения. После школы, его забрали в армию, где он служил в Москве в ансамбле дивизии имени Дзержинского. Папе не хватило 1 см. в росте, чтобы попасть в элитные парадные войска, но это и определило его будущую судьбу - его назначили вокалистом в московском ансамбле. Здесь и произошло его первое серьёзное знакомство с музыкой. После армии папа устроился в клуб в село Миасское руководителем ансамбля, а потом стал заведующим культурной частью клуба.

Когда папа познакомился с мамой, она работала буфетчицей в больнице недалеко от клуба. Вдохновленная отношениями с папой и его страстью к своему делу, мама поступила в училище на радиомонтажника и помогала папе собирать аппаратуру, которую он изобретал для своей дальнейшей работы. Практически каждый вечер папа обкладывался проводами и паяльниками и полностью погружался в процесс совершенствования аппаратуры. Мама рассказывает, что никогда не видела, чтобы кто-то с таким же энтузиазмом ковырялся в проводах. Она была уверена, что он многого добьётся и поддерживала его: приносила с радиозавода детали, ухаживала за ним в трудные минуты. Однажды у папы после операции на спину отнялись ноги и ему нужно было заново учиться ходить. Тогда помощь мамы для него была нужнее всего. С помощью упражнений, массажей, а главное с помощью большой любви, папа снова встал на ноги.
Мама с папой

Про свой музыкальный успех папа замечательно рассказал в интервью Милы Перетрухиной в честь своего 50ти летия, которое можно прочитать чуть ниже.

Папа работал звукорежиссером в ансамблях «Формула 1» (г. Челябинск), «Союз» (г. Курган), «Сплав» (г. Челябинск), в шоу-центре «Радиус» (г. Сочи), в группе «Томас» (г. Челябинск), в московской студии звукозаписи «Black Bird», в музыкальном центре заслуженного артиста В.И. Ярушина, в группе «Иваныч», в студии звукозаписи компании «United Sound». За его плечами огромное количество живых концертов, международных джазовых фестивалей, работа звукорежиссером с такими мировыми звездами, как Кен Хенсли, Глен Хьюз, Супермакс, Бони М, Баккара; Российскими звездами: Игорь Тальков, группа «Мастер», Лена Перова и группа «Перья», М. Распутина, А. Морозов, О. Митяев, группа «Ариэль» и др. За 30 лет работы в различных жанрах и направлениях папа записал и издал более 250 альбомов на CD и DVD. Среди последних работ - живая запись фестиваля «Денис Мацуев представляет…» и живой концерт группы «Ариэль» - «Вернемся на озера».

_____________________________________________________________________________________________

Мои воспоминания

Я буду всегда помнить один период в моей жизни, когда я училась в институте и много работала с папой, а также периодически жила с ним на студии. Мы работали над созданием диска для шведских музыкантов «Ellington & more...» Папа записал исполнение музыкантов в органном зале со звуком Surround Sound, а я создавала интерфейс диска и помогала папе разбираться в сложной программе по DVD-авторингу. В этой работе меня конечно привлекало больше визуальное оформление, но я была рада быть нужной ещё и в других вопросах. Тогда я начала узнавать папу по-новому: его образ мышления и характер открылся для меня с другой стороны. До института я была с папой в хороших тёплых отношениях, но после этого проекта я стала ещё и партнёром по работе, с кем можно обсудить рабочие процессы и доверить часть проекта. После успешно выполненной работы, диск был выпущен в Швеции, чем мы безусловно гордились.

Live in Russia
Диск «Ellington and more»
выпущен в Швеции
SpiridonovSergey5
Запись органа в Челябинском
органном зале 2013 г.
SpiridonovSergey3
Папа и я на 50ти летие в кинотеатре
им. Пушкина

Потом была совместная поездка в Тайланд, где мы проворонили мой обратный рейс в Россию и я осталась ещё на недельку на райском острове Ко Чанге вместе с папой и его семьёй. Жаркими вечерами возле бассейна мы смеялись и разговаривали, а я узнавала о нём ещё больше. Я начала ценить те человеческие качества, которым до этого не придавала значения: искренность, честность и справедливость. Его житейские истории о людях и ситуациях раскрывали передо мной карты успешной жизни и самореализации. Надо ли говорить, что после этой поездки я сразу же уехала покорять Москву, а уже через год оказалась в Китае с зарплатой в несколько раз превышающей мой доход в Челябинске.
SpiridonovSergey
Папа много путешествовал, это фото сделано в Америке:
«Где-то там, за спиной, за океаном, за Японией, начинается моя страна – Россия.»

Папа показал мне кусочек мира заграницей и я хочу собрать по частям все кусочки. Так же много путешествовать, узнавать что-то новое и применять это новое в работе. Не смотря на то, что он был недоволен уровнем жизни в России, он был предан своей Родине. Я бы хотела разделить с ним эту преданность и вернуться в Челябинск когда-нибудь.
Кинотеатр им. Пушкина, где находится студия «U-Sound» и где мы работали над важными проектами, для меня всегда будет центром города Челябинска. Сюда я вернусь ещё не раз, чтобы проделать этот путь до студии через холл, где слышно эхо от моих шагов. Дойду до двери, прочитаю смешную надпись на обшарпанной бумажке
«Чистые ноги - чистый звук», сниму обувь, открою дверь, и.....

Папа на студии United Sound
На студии U-Sound, 2012 г.

_____________________________________________________________________________________________

«Жил был Репа»

Имя Сергея Спиридонова, известного также как Репа, на протяжении долгих лет знакомо, пожалуй, каждому челябинскому музыканту и многим гастролирующим в нашем городе исполнителям. Владимир Кузьмин, Лариса Долина, Кристина Орбакайте, Валерий Ярушин, Алексей Глызин – лишь несколько имен, с кем работал Сергей. Он незаменимый человек на профессиональной звукозаписывающей студии «U-Sound». За 20 лет записал более 100 дисков, которые поступили в широкую продажу (не считая различных демо-записей). Песни Маши Распутиной «Я родилась в Сибири» и «На веревочке воспоминаний», Игоря Талькова «Господин президент», два диска Лены Перовой – тоже дело рук и ушей Сергея Спиридонова. А количество концертов, звучание которых было отстроено под его четким руководством, исчисляется тысячами. Это сегодня очевидно, что слова «звук» и «Спиридонов» неотделимы друг от друга. А 30 лет назад Сергей Спиридонов совсем не думал о своей будущей профессии звукорежиссера.

- Я в детстве и юности серьезно увлекался спортом: участвовал в областных соревнованиях по волейболу. Занимался в геологическом и краеведческом кружках, посещал химический факультатив, пел в хоре, участвовал в духовом оркестре и танцевал бальные танцы.

- Как при таком изобилии способностей вы все-таки увлеклись звуком?
- Природа одарила меня хорошим слухом. Возможно, поэтому. Во-вторых, у меня было мощное желание стать артистом: хотелось славы, популярности и знакомств с девушками. К тому же, то ли из-за какой-то юношеской амбициозности, то ли еще из-за чего-то, я чувствовал, что у меня – особый нюх и я могу добиться нужного звука лучше, чем другие. Моя первая серьезная встреча с музыкой произошла в 1979 году в армии: я служил в Москве в ансамбле дивизии имени Дзержинского. После этого в селе Миасском, где я родился, создал собственный музыкальный коллектив, который со стремительной скоростью стал нравиться все большему количеству людей. Мне нужно было, чтобы музыканты не просто хорошо играли, но и отлично звучали в зале. Тогда я осознал, что хороший звук зависит от того, насколько настроен микшерский пульт. Чтобы понять, как отстраивать звук, погрузился в изучение радиоэлектроники. И через некоторое время я это понял. Наверное, умение чувствовать звук и музыку – это дар свыше.

В 1981 году во время областного конкурса «Юность комсомольская моя» Сергей познакомился с участниками челябинской группы «Формула-1», которой руководил Владимир Батраков. У этого коллектива были «катастрофические» проблемы со звуком. Сергей предложил музыкантам свою помощь и… аппаратуру собственной сборки. В челябинском ДК железнодорожников, где и проходил конкурс, «Формула-1» на отстроенной Спиридоновым аппаратуре зазвучала настолько хорошо, что все зрители и музыканты были в приятном шоке от такого великолепного звука.
- Тогда я точно понял: музыканта не сделать из шофера, музыканта не сделать из инженера или физика. И мое призвание – не самому выступать на сцене, а помогать делать это другим – музыкантам от рождения.

Так Сергей Спиридонов стал звукорежиссером группы «Формула-1» и переехал в Челябинск. Затем последовали первые записи группы «Томас Гавк» (известной сегодня как «Томас»), студийная работа с московскими музыкантами, сотрудничество с группой «Иваныч», знакомство с Валерием Беспаловым и совместными с ним усилиями создание первой профессиональной звукозаписывающей студии Челябинской области «U-Sound». Сегодня Сергей смело открывает свой секрет достижения максимально хорошего звука.
- На концерте каждый зритель хочет услышать что-то свое: игру отдельного исполнителя или песню в целом. Чтобы донести творчество каждого музыканта до каждого зрителя в зале, нужно найти «проводник» между публикой и артистами. В этом и заключается главная задача звукорежиссера. Во время концерта нужно быть единой командой с музыкантами: передать их мысли в зал. Причем нужно передать так, чтобы зрители это обязательно услышали.
Необходимо влезть в шкуру другого человека – зрителя или музыканта – и понять, что они чувствуют. Если это удается, хороший звук обеспечен.


- Сегодня вы чувствуете волнение, работая на концерте?
- Волнение есть, когда ты сотрудничаешь с музыкантами, которых раньше боготворил. Я и мечтать не мог, что когда-нибудь буду делать звук для Сэм Браун или Глена Хьюза из группы Deep Purple. Я никогда не мог представить, что буду работать на концертах кумиров моей юности – Кена Хенсли, Nazareth, Dio. Конечно, к таким музыкантам я отношусь с трепетом и особым волнением.


Glen
«Огромное удовольствие работать мониторным звукорежиссером с профессионалами мирового уровня!
Команда Глена Хьюза после концерта в марте 2007 г.»

- Сотрудничество с какими музыкантами вас вдохновляет?
- С теми, кто всецело посвящает себя и свою жизнь музыке. В проекте с такими музыкантами есть не просто обработка звука, а мое личное творчество. Это Владимир Хомяков, Алексей Тимшин, шведские джазмены Хокан Левин и Йоханнес Ландгрен. Такие музыканты мне дают бразды правления в создании звука, они прислушиваются ко мне, и меня самого начинает захватывать процесс записи. Результат таких работ больше всего мне нравится, потому что в нем есть мое личное отношение.

- В Челябинске и за пределами нашего города вас давно прозвали «золотыми ушами». Насколько тяжело или легко жить с таким даром?
- Очень тяжело, когда смотришь телевизор. Обычно он быстро выключается. (Улыбается). А в профессиональном плане – легко: мои уши – это годами заработанный авторитет.

В 2005 году на Ильменском фестивале Сергей Спиридонов записал живой концерт Олега Митяева и Владимира Кристовского (группа «Уматурман»). Звук записи очень понравился Олегу Митяеву. Сергей Спиридонов попробовал себя в другой роли: он впервые совместил звук и видеоизображение. Так на студии «U-Sound» родился первый DVD-проект. Потом последовал DVD Хокана Левина и Йоханнеса Ландгрена «Ellington and more», записанный в Челябинском зале камерной и органной музыки во время II фестиваля «Джаз на большом органе». Диск поступил в продажу в Европе. Пару месяцев назад был издан DVD Владимира Хомякова совместно с Игорем Борискиным и екатеринбургскими музыкантами «Июльская импровизация» – запись фри-джазового концерта в июле 2009 года, которую, конечно, осуществил Спиридонов.
- У меня есть мечта построить супераппаратуру, с которой другим звукорежиссерам и артистам будет легко работать. Что касается музыкального творчества, я бы хотел вживую записать концерт огромного симфонического оркестра с шикарной рок-группой и издать его на DVD, чтобы весь мир этот концерт слышал и видел. А в личном плане я хочу продолжать гордиться своей великолепной семьей. У меня очень смышленый младший сын Алексей. И я мечтаю, чтобы он тоже нашел себя в творчестве.


Интервью Милы Перетрухиной для MediaЗавод.


_____________________________________________________________________________________________

Также у меня сохранилась вырезка из газеты, выпущенная в далеком 1988 году, когда студия, в которой папа проработал более 15 лет, ещё только зарождалась.
«У-Саунд» - значит уральский звук.

Сергей Спиридонов: «Мы можем составить конкуренцию столичным тон-студиям».

Я открываю дверь за которой происходит таиство записи. И попадаю в небольшую комнату. Кругом стоит звукозаписывающая аппаратура, и совершенно не вписыпается в этот технический интерьер сиротливый диван, рядом с дверью. Ещё пять минут назад в соседней комнате играли музыканты, а здесь проходила напряженная работа. Сейчас пульты выключены, колонки хранят молчание. Пришло время беседы с Сергеем Спиридоновым, одним из ведущих звукорежиссеров Урала.
- Тон студия «U-Sound» (не путать со студиями звукозаписи, где тиражируют кассеты. «U-Sound» - студия, записывающая музыкантов «живьем», выпускающая их новые альбомы) существует уже год, - говорит Сергей Спиридонов. - Но за это время, было сделано очень много. Закупили оборудование, позволяющее производить запись, качество которой соответствует международным стандартам. Налажен контакт с екатеринбургским заводом, выпускающим компакт-диски.
Музыканту на студии
«U-Sound» предоставляется все: инструменты, звукозаписывающее оборудование, удобное для музыканта время. «Все для удобства музыканта» - таков наш девиз.
Но хорошее отношение стоит хороших денег. Плата за запись берется долларами или рублями по курсу. Есть и другой вариант. Приходит на студию новый молодой музыкальный коллектив, который хочет записать альбом. Но нет денег на запись, нет и спонсоров. В таком случае на студии смотрят: перспективна ли группа, популярна ли то, что она играет, найдет ли ее музыка свою аудиторию.
Вырезка из газеты

И, если придут к выводу, что эту музыку будут слушать не только сами исполнители, но большое количество поклонников, тогда музыкальному коллективу предлагают продать студии авторские права на будущий альбом. Купив же права, она предоставляет музыкантам время, инструменты, записывает. Записав компакт-диск, тиражируют его только в Екатеринбурге (кстати, минимальный тираж - 1000 штук) и продают, выплачивая музыкантам проценты с записи.
Для лучше реализации своей продукции «U-Sound» собирается открыть в городе сеть музыкальных магазинов, в которых можно будет купить компакт-диски, музыкальные интсрументы и оборудование.
Но это в будущем, а пока ребята только расправляют крылья.
Не смотря а высокие тарифы, записаться хотят многие. И что только не записывают - начиная с русских народных песен и заканчивая
«хэви-метал». За год было выпущено четыре альбома только наших, челябинских групп и исполнителей - Андрея Купанова, Валерия Каримова, группы «Хобби» Владимика Веккера, группы «Архив». Готовится к записи Георгий Анохин с новым джазовым составом. Приезжают же записываться из всех точек нашего региона.
Вот такие новости у Сергея Спиридонова, звукорежиссера, работавшего с такими звездами, как Игорь Тальков, группа
«Мастер». И на мой вопрос, что побудило его  приехать работать из столицы к нам в глубинку, он ответил: «Здесь моя Родина» и добавил «И условия лучше».
Текст: Д. Бадисов



_____________________________________________________________________________________________

Спиридонов Сергей в защиту Челябинского органного зала.
Размышления вслух

Я, Спиридонов Сергей Владимирович, звукорежиссер с тридцатилетним стажем работы, как студийной, так и концертной, хочу поделиться своими мыслями.

С уверенностью могу сказать, что качество любого концерта зависит не только от исполнителя, инструмента, репертуара, но и от того, чего никто не замечает - в каком именно месте проходит концерт. За свою жизнь я проводил концерты примерно в трех тысячах различных залах: от красных уголков до больших трехтысячных площадок. Уверяю Вас, акустические условия каждого зала значительно различались. Даже небольшая реконструкция некоторых залов (в Москве - Большой Театр, в Челябинске -театр Оперы и Балета, концертный зал имени Прокофьева, Курганская областная филармония и т.д.), значительно портила акустику, которая порой плохо сказывалась на качестве концертов и, тем более, записей.

В 1993 году состоялась моя первая запись Челябинского органа. Тогда еще не было возможностей для непрерывного монтажа, поэтому я старался записать орган, чтобы акустика помещения как можно меньше вмешивалась в звук: недостающую реверберацию пытались создать при помощи приборов. Получилась неплохая запись, но не того органа, который я слышал в зале.

Следующие записи, а их было более пятнадцати, я делал с использованием цифровых технологий, пробуя различные расстановки микрофонов, вследствие чего пришел к выводу: наш орган звучит так хорошо, потому что он не один, а это редчайший симбиоз акустики собора и инструмента немецкой фирмы «Герман Ойле Оргельбау Баутцен». Поверьте мне, пришлось переслушать очень много записей органов всего мира. Наш орган и храм - это как один единый неделимый инструмент, который звучит, как ни один другой орган в мире.

В 2004 году я применил новые приемы записи - Surround Sound (звук вокруг, создающий ощущение нахождения в зале). В результате появились интересные аудио- и видеопроекты, в том числе и международного масштаба: CD «Ellington and тоге...» (Швеция), DVD «Июльская импровизация», запись фестиваля «Джаз на большом органе» и многое другое.

Ellington
Хокан Левин и Йоханнес Ландгрен в Челябинском Органном Зале, сентябрь 2004 г.

Многие записи получили высокую оценку профессионалов, как в России, так и в Европе. Так, например, ведущий звукорежиссер Всесоюзной студии грамзаписи, записывавший С. Рихтера, В Спивакова, солистов Большого Театра, Петр Кондрашин очень лестно отозвался о некоторых моих записях органа, ставя их в пример студентам Российской академии музыки им. Гнесиных. Профессор-органист из Швеции Йоханнес Ландгрен в сентябре 2004 года после своего выступления сказал: «Удивительное звучание! У Вас небольшой орган, но сочетание акустики этого зала и инструмента создает неповторимый звук». Иоханнес Ландгрен и Хокан Левин гордятся тем, что записали в Челябинском Органном Зале и выпустили в Швеции аудио диск «Ellington and more...».

В завершении хочу изложить свои мысли по поводу происходящих событий. В период коммунистического правления огромное количество соборов было разрушено и разграблено. Чудом уцелевший собор Александра Невского на Алом Поле, может, и сохранился благодаря тому, что в нем был создан новый храм - храм искусства, куда стремятся придти многие горожане и гости города, чтобы послушать короля музыкальных инструментов - ОРГАН.

P.S. Почему мы с легкостью разрушаем то хорошее, что было создано до 2000 года, не сотворив пока ничего?

С уважением, Сергей Спиридонов, звукорежиссер. Для сайта organ-hall.ru 7 мая 2010 г.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
shantimora
Feb. 28th, 2014 12:20 am (UTC)
Соболезную :(
caustica203
Feb. 28th, 2014 12:44 am (UTC)
спасибо!
graphicriver
Feb. 28th, 2014 01:26 am (UTC)
Соболезную.
Приятное, доброе лицо. Сколько лет прожил? Вроде не совсем старый еще...
caustica203
Apr. 2nd, 2014 09:59 am (UTC)
папе было 53, но смерть не спрашивает когда прийти, эх
graphicriver
Apr. 2nd, 2014 10:02 am (UTC)
У меня отец умер семь лет назад. Скучаю, мягко говоря.
caustica203
Apr. 3rd, 2014 04:18 am (UTC)
понимаю
vile_journal
Feb. 28th, 2014 03:36 am (UTC)
Женя, мои искренние соболезнования. Помню твоего папу по Ильменке-2004.
caustica203
Feb. 28th, 2014 06:59 am (UTC)
Спасибо!
mokko_monoka
Feb. 28th, 2014 04:48 am (UTC)
Хороший, добрый рассказ у тебя получился, очень жаль, что твой папа ушёл, соболезную.
caustica203
Feb. 28th, 2014 06:56 am (UTC)
спасибо!
prodtv
Feb. 28th, 2014 06:38 am (UTC)
Очень интересно было прочитать. Я уверен, что твой папа был замечательный и он точно гордился своей дочерью как и ты им!
caustica203
Feb. 28th, 2014 06:56 am (UTC)
спасибо большое за добрые слова!
kinda_man
Feb. 28th, 2014 07:32 am (UTC)
Я искренне сочувствую Вам!
Очень жаль, когда уходят талантливые люди, каким был Ваш папа.
caustica203
Feb. 28th, 2014 07:35 am (UTC)
спасибо!
fonyarkopff
Feb. 28th, 2014 08:11 am (UTC)
соболезную.
caustica203
Feb. 28th, 2014 11:46 am (UTC)
спасибо!
primula
Mar. 2nd, 2014 06:14 pm (UTC)
соболезную (((
ты на папу очень похожа!
caustica203
Mar. 2nd, 2014 11:54 pm (UTC)
спасибо!
ага, мне все говорят что очень похожа, только вот кудряшек нету, эх)
primula
Mar. 2nd, 2014 11:57 pm (UTC)
я про кудряшки, кстати, тоже подумала. да, жаль их ((
(Deleted comment)
caustica203
Mar. 3rd, 2014 06:17 am (UTC)
Давай вместе конечно, я буду рада!
Обязательно напиши мне как что-нибудь найдёшь.
Я хочу выложить фильм, который мы делали на его 50ти летие, только нужно чтобы был доступ к видео, а в Китае его пока нет.
kkati
Mar. 4th, 2014 05:13 pm (UTC)
Отличная статья!
Такие люди - большая ценность и жаль, что они так рано уходят...
Женечек, счастья тебе огромного!
caustica203
Mar. 5th, 2014 12:19 am (UTC)
спасибо)
( 22 comments — Leave a comment )

Профиль жж

caustica203
Евгения Спиридонова
Inspiredby.ph

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com