Previous Entry | Next Entry

Я отправилась в Амритсар, чтобы пожить денёк в Золотом Храме, но нашла там гораздо больше: увидела церемонию закрытия границы Индии с Пакистаном, попробовала обалденные амритсарские лепёшки «кулча», узнала, что существует машина по изготовлению чапати, встретила новых друзей и попутчиков в Дарамсалу. В этот день события происходили сами собой и я была очень благодарна этому месту за каждую минуту.

Долгая дорога в Амритсар
Как вы помните, я сомневалась возвращаться ли мне в Пушкар и отметить Холи с русскими ребятами с випассаны или же отправиться дальше в неизведанные уголки Индии. Монетка стоимостью в один рупий решила всё за меня - я еду в Амритсар. Мне предстояла долгая дорога на государственном грязном автобусе через Дели. В пути я наслушалась и насмотрелась на много отвратительных вещей. Своё сидение я протёрла тремя влажными салфетками, которые просто тут же почернели. Девушка, сидящая сзади меня, блевала прямо из окна автобуса, кто-то отхаркивался и плевал, кто-то не стеснялся пожирать меня взглядом с ног до головы. Ночью мои ноги опухли от холода и плохого кровоснабжения и мне пришлось найти способ устроиться более удобно. Под утро очень сильно захотелось в туалет, но моя карта показывала, что ехать ещё как минимум пару часов. Я попросила кондуктора остановиться где-нибудь и ещё очень долго терпела, прежде чем автобус остановился возле придорожной кафешки. Никогда не испытывала такую боль от нужды. Может меня закалили три месяца путешествия по Индии, а может нужно отдать должное медитации, но эту дорогу я очень стойко перетерпела и даже ни разу не всхлипнула.

Золотой храм
В Амритсаре я не стала терять время и тут же поехала в Золотой Храм. Полицейский на главном входе очень доходчиво мне объяснил как заселиться в храм и как посмотреть церемонию закрытия границы с Пакистаном, о которой я до этого даже не слышала. Условия проживания в храме самые простые: койка в общей спальне, общий туалет на весь храм и душ. Проживание и еда в храме абсолютно бесплатны. По желанию принимаются пожертвования.

Ещё не успев распаковать свои вещи и достать зубную щётку, я успела познакомиться с Томом из Австрии. Мы разговорились и за какие-нибудь пять минут я почувствовала, что могу рассказать ему всё что угодно про себя. Снова на моём пути встретился человек, к которому я испытывала безграничное доверие на уровне ощущений. Том учился на доктора и приехал в Индию не только путешествовать, но и работать волонтёром. Это вызывало уважение, а живой огонёк в его глазах говорил о том, что он просто безмерно счастлив помогать людям. Уверена, что Том станет достойным и хорошим доктором.

В тот день, он помогал на кухне готовить и я захотела присоединиться к нему хотя бы на часик. Но сперва нужно было позавтракать чем-нибудь горячим. Мы отправились в столовую при храме, где каждый садится на коврик с чистой тарелкой, а помощники и волонтёры разливают еду из ведра.
(без названия)

Еда очень очень простая и не такая уж вкусная, но я была голодная и сьела почти всё. Не осилила только слипшийся рис, который Том тут же отправил в свою тарелку и доел. Он предпочитал никогда не оставлять еду.

Чуть отдохнув, я устроила себе экскурсию по храму, особенно меня интересовала кухня. Том упомянул машину для чапати, которая делает чуть ли не тысячу лепёшек в час. Мне не терпелось увидеть эту штуку.
На кухне готовили в огромных вёдрах. О существовании таких размеров кастрюль я до этого момента даже не подозревала.

А вот и чапати-машина: сама раскатывает тесто, сама запекает, остаётся их только смазать маслом. В помещении стоит запах печёного хлеба. Я где-то прочитала, что очень важно при работе с тестом быть в хорошем расположении духа, ведь пшеница имеет свойство впитывать эмоции, как вода. А здесь всем делом управляет машина, быть может поэтому лепёшки получаются не такими уж вкусными, как если бы их готовил хороший повар.

Для многих индийцев работать в храме волонтёром это очень благое дело. Они верят в то, что помогая людям можно таким образом искупить плохие поступки совершённые в прошлом или как говориться «сжечь негативную карму».

Пришло время помогать Тому с лепёшками. Конечно, машина делает огромное количество чапати в час, но их не хватает! В храм приходят пообедать очень много людей и днём и ночью. Можно прийти и позавтракать в 4 утра или поужинать в 12 вечера. Чапати это чуть ли не основная еда для индийцев, которая придаёт сытость. Каждый может сьесть за раз от двух до бесконечности штук. Поэтому на кухне собираются помощники, чтобы удвоить количество лепёшек. Вот и я решила немного поучавствовать.

Амритсарская кулча
После сорокоминутной возни на кухне мне захотелось прогуляться по улочкам Амритсара и найти что-нибудь вкусненькое перекусить. Улочки просто ломились от всяких сьедобных всячин: свежий ласси в глиняных стаканчиках, жирные и суперсладкие джалеби, закуски на любой вкус и вид. А каждая вторая кафешка предлагает попробовать знаменитую амритсарскую кулчу. Это такая лепёшка с разной начинкой, которая подаётся с кусочком масла, бобовой похлёбкой и маринованым луком. Ямиии!

Церемония закрытия границы с Пакистаном
Как я уже говорила, об этой церемонии я узнала уже на месте. В храме я познакомилась ещё с тремя ребятами и мы решили вместе арендовать джип, чтобы добраться до границы. Нас высадили в двадцати минутах ходьбы и я уже тогда поняла, что народу будет очень много. Церемония проводится каждый день и каждый день со стороны Индии собирается вот такая толпа!

Почему-то охрана и досмоторщики не пропускали людей с сумками. С собой я всегда ношу небольшую сумку и меня попросили сдать обнаглевшим индийцам, которые ломили цену в 30 рупий. Оставлять я побоялась и припрятала сумку под жилетку. При досмотре конечно же её нашли, но я скромно улыбалась и меня пропустили.

Я кое-как протиснулась в середину толпы, чтобы хоть что-то увидеть. Сначала на полную катушку включили индийскую поп-музыку под которую весело танцевали девушки. Через 30 минут началась сама церемония. Ведущий подносил микрофон к одному из переодетых в форму индийцев и тот что есть мочи кричал какое-то слово пока не кончилось дыхание. Всё это сопровождалось маршированием под всеобщие аплодисменты. Как мне показалось, эта церемония в первую очередь развлечение для туристов как иностранных, так и индийских. Рядом с границей продают множество сувениров от Border Security Force. Муж моей мамы Азат, по совместительству мой папа, служил на русско-китайской границе и его такие пограничные темы особенно волнуют. Поэтому после церемонии я прихватила в сувенирной лавке небольшой подарок.

Перед сном я ещё час болтала с Кэт из Англии, у которой были русские корни. Она тоже собиралась покинуть Золотой Храм на следующий день и отправиться в Дарамсалу. Мы решили ехать вместе. А потом оказалось, что двое ребят из соседней комнаты, с кем я ездила смотреть церемонию закрытия границы тоже едут туда завтра. Вот и собралась нас дружная компания: Хуан из Колумбии, Пьер из Франции, Кэт из Англии и Женя из России - настоящий интернациональный коктейль :)

Рано утром мы попрощались с Томом и отправились на вокзал. Прощаться с этим добрым и искренним человеком мне совсем не хотелось. Том планировал остаться работать волонтёром на несколько дней в храме, а потом добраться до Варанаси. Я ликовала - возможно мы встретимся с ним снова в самом старом городе Индии! Очень хотелось, чтобы это сбылось.

Содержание к индийскому путешествию

( 8 comments — Leave a comment )
mumbailakshmi
Mar. 21st, 2015 07:33 am (UTC)
Пакистан и Индия до 1947 года были одним целым - колонией Британии. А после получения независимости разделились, и до сих пор не могут уладить конфликт, кому принадлежит Кашмир. В Пакистане сейчас собрались мусульмане, в Индии - индусы. В 2008 году в Мумбаи был большой теракт, устроенный пакистанцами. Так что, такая церемония - демонстрация своей силы и бдительности, с обеих сторон :)
caustica203
Mar. 21st, 2015 01:08 pm (UTC)
спасибо за информацию!
я где-то читала, что они там иногда дерутся между собой во время этой церемонии))
litiana
Mar. 21st, 2015 05:05 pm (UTC)
Храм смотрится очень красиво, особенно на фоне белого неба и зданий:)
Мы похожие на амритсарские кулчи лепёшки покупаем в Ханчжоу за 3 юаня (до Нового Года стоили 2,5). Очень нам нравятся!
А церемонию закрытия проводят в какое-то определённое время или просто с утра до вечера граница закрыта и сам процесс "закрытия" будет длиться бесконечно долго?
caustica203
Mar. 22nd, 2015 02:11 am (UTC)
а здесь они 40 рупий стоят, чуть подороже
а как эти лепёшки в Китае называются?
церемония закрытие только вечером проводится и длится где-то пол часа, забыла написать ;)
litiana
Mar. 25th, 2015 12:48 am (UTC)
Да я даже не знаю название. Там маленькая коморка, мужчина раскатывает тесто и лепит лепёшки, женщина их печёт. Подхожу и только говорю им. что мне не острую, хотя они давно уже сами знают, за какими лепёшками мы приходим))
yakut_kekes
Mar. 25th, 2015 02:51 am (UTC)
Надо же как интересно! Не знал, что существует целая церемония закрытия границы.
Амритсар для меня - это как восьмое чудо света. Мечтаю туда попасть.
caustica203
Apr. 1st, 2015 02:38 am (UTC)
а остальные семь какие?)
yakut_kekes
Apr. 1st, 2015 02:46 am (UTC)
Ну есть список "Семь чудес света нашего времени". Туда входят Петра, Чичен-Ица, статуя Христа-Искупителя, Колизей, Великая китайская стена, Мачу-Пикчу и Тадж Махал.
( 8 comments — Leave a comment )